Большелипяговское сельское поселение

Официальный сайт органов местного самоуправления сельского поселения

муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области

Экологическое просвещение

Деятельность администрации Большелипяговского сельского поселения муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области по просвещению населения в сфере экологии и природопользования

Экологическое просвещение – это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информировании о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.

Нормы ст. 42 Конституции РФ закрепляют права каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).

В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.

В условиях сложной экологической обстановки в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. В своей деятельности администрация Большелипяговского сельского поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам поселения, района и региона в целом, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимает активное участие в формировании экологической культуры, проводит месячники, субботники, акции по санитарной очистке территории поселения, посадке деревьев и цветов, уборке несанкционированных свалок, другие экологические мероприятия.

Интернет-ресурсы экологической направленности

Система охраны природы в Российской Федерации

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  • природоохранное;
  • природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;
  • Лесной кодекс РФ;
  • Водный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»;
  • а также другие законодательные и нормативные акты субъектов РФ.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.

Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общее законодательство:

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.

Законодательство об экологической безопасности:

  1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ.
  6. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ.

Законодательство о радиационной безопасности населения:

  1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

Законодательство об использовании и сохранении природных ресурсов:

  1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
  2. Водный кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации.
  5. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
  6. Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 N 2395-I.
  7. Лесной кодекс Российской Федерации.
  8. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
  9. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ.
  10. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
  11. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
  12. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ.
  13. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.

Экологическая ситуация в Большелипяговском сельском поселении муниципального района «Вейделевский район» Белгородской области.

Органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности, и согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляют деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В целом экологическая ситуация на территории Большелипяговского сельского поселения благоприятная. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.

Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твёрдые коммунальные отходы (далее ТКО), отходы от деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Решена проблема сбора и утилизации бытовых отходов. На территории сельского поселения установлено 47 контейнерных площадок. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор. Постановлением администрации от 06.12.2019 года №56 утвержден Реестр контейнерных площадок на территории Большелипяговского сельского поселения.

  • сеть представлена участками регионального значения и дорогами общего пользования в границах сельского поселения протяженностью 37 км.

Автотранспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. Его выбросы оказывают негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха жилых зон, а также являются источниками загрязнения сельскохозяйственных земель вдоль автомагистралей.

Действующих объектов специального назначения – скотомогильников и биозахоронений, а также полигонов твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения не имеется.

В целях обеспечения населения качественным и бесперебойным водоснабжением на территории сельского поселения имеется одна водонапорная башня, одна водозаборная скважина, два колодца и индивидуальные скважины.

Для решения проблем по благоустройству населенных пунктов сельского поселения решением земского собрания Большелипяговского сельского поселения от 20.10.2017 года №5 утверждены Правила благоустройства территории Большелипяговского сельского поселения. Вышеуказанный нормативный правовой акт размещен на сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Комплексное решение проблемы окажет положительный эффект на санитарно-эпидемиологическую обстановку, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, будет способствовать повышению уровня их комфортного проживания.

Работниками администрации проводятся регулярные рейды по проверке санитарного состояния территории поселения, производится уборка несанкционированных свалок. В целях улучшения санитарного и экологического состояния территории сельского поселения работниками учреждений проводится расчистка и побелка придорожных лесополос и приведение их в эстетическое состояние. Расчистка депрессивных площадок и заброшенных домовладений.

В рамках мероприятий по привлечению жителей поселения к проблемам благоустройства ежегодно проводятся смотры-конкурсы «Лучшее благоустроенное домовладение» и «Лучшее благоустроенное учреждение», победители и призеры смотров-конкурсов награждаются дипломами и ценными подарками администрации поселения.

Стало хорошей традицией проводить совместные акции по уборке территорий общего пользования (кладбищ, парков скверов). Специалисты администрации проводят разъяснительные беседы с жителями по вопросам обращения с ТКО, о запрете сжигания отходов, нелегального размещения мусора, о негативных экологических последствиях.

 

Уважаемые жители Большелипяговского сельского поселения!

Давайте бережно относится к природным богатствам.

Охранять природу – значит охранять Родину!